Наш земляк художник-график Геннадий Епифанов

Геннадий Дмитриевич Епифанов (1900-1985) — выдающийся русский и советский график, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Пользовался различными графическими техниками: рисунком пером, ксилографией, работал акварелью и гуашью. Выпустил альбом ксилографий, посвящённый родному городу – Ростову.
 
Г.Д. Епифанов родился 21 июля (3августа) 1900 г. в Ростове Великом в доме Пономарёва на Покровской (сейчас Ленинской) улице. Детство его прошло неподалёку от кремля, в ветхом доме на Подозёрке, который его отец, Дмитрий Михайлович Епифанов, переплётчик местной типографии, снимал у торговца готовым платьем Алексеева.
Домик располагался на берегу озера Неро, в низине древнего вала. Родители его были выходцами из крестьян. Отец – уроженец села Великое Ярославского уезда, покинув родные места, в 1890-х гг. обучался переплетному делу в Москве. Мать, Варвара Степановна, происходила из села Караш Ростовского уезда и девушкой тоже работала в столице, в ателье мод. Знакомство произошло около 1896 г., когда, по семейному преданию, они вместе участвовали в печально известных торжествах на Ходынском поле по случаю коронации Николая II, где едва не погибли.

В доме на Подозёрке было сыро; весенние разливы озера и холодный ветер на побережье вынудили семейство Епифановых в начале 1910-х гг. переехать в другую часть города, на Благовещенскую улицу (сейчас ул.Луначарского). Семья разместилась в старой деревянной церковной сторожке на берегу пруда недалеко от Благовещенского храма (храм разобран около 1930 г., на его месте проезжая часть ул.Луначарского, которая идёт к железнодорожному вокзалу).
Г. Епифанов и его родители (ок. 1910 г.)
Г. Епифанов и его родители. Ок. 1910 г. Фото с сайта ГМЗ «Ростовский кремль».
 
После окончания городского четырехклассного училища в возрасте 14-15 лет Епифанов начал работать сначала в качестве секретаря присяжного поверенного, потом в уездном суде, секретарем при всех менявшихся один за другим режимах: царском, Временного правительства и, наконец, при большевиках.
Геннадий Епифанов преподавал пение в Ростовской гимназии с 1921 по 1922 годы. Работал в Ростовском музее древностей (1922—1924).
Затем он окончил экстерном Ярославское художественной училище и поступил на графический факультет Ленинградского Высшего художественно-технического института (бывшая Императорская Академия художеств).
Епифанов известен иллюстрациями к «Назидательным новеллам» М. Сервантеса (1934), «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина (1947), «Королеве Марго» А. Дюма (1952), «Одиссее» Гомера (1958), «Пиковой даме» А. С. Пушкина (1966).
Отрывки из воспоминаний Геннадия Епифанова:
«У нас существует, так называемое, «Золотое кольцо». Это установленный маршрут знакомства с гроздью знаменитых старинных русских городов и, отправляясь в поездку по этому кольцу, вы можете попасть в знаменитый город Ростов Великий над озером Неро. Это один из самых грандиозных и прекрасных ансамблей русского XVII века. Даже для искушенного и привычного глаза – Ростовский Кремль всегда неожидан.


Если достанете лодку и выедете на середину озера, вы окажетесь под сильным впечатлением. Озеро обычно волнуется. Тени белокаменных церквей и храмов часто вдали смешиваются. Освещение непрестанно меняется: то майский грозовой ливень рябит озеро и скрывает даль, то солнце внезапно всеми лучами нацеливает на какой-нибудь храм, будто намереваясь вывести его вперед или приподнять над другими.
Со своим Кремлем, городскими памятниками, Яковлевским монастырем на западе и Аврамиевским – на востоке, Ростов не сравнится ни с чем в целой России. Он совершенно своеобразен. Лейтмотив его торжественной красоты принадлежит именно XVII веку.

Когда плывешь на лодке мимо Ростовского Кремля, здания его как бы тихонько передвигаются по твоей воле, оборачиваясь к тебе то одним фасадом, то другим. Купола и главы то собираются в пышные букеты, то словно растягиваются в гирлянду. Башенные шатры осторожно выдвигаются из-за деревьев между куполами и крестами. Такой калейдоскопической смены архитектурных пейзажей на небольшом пространстве вы не увидите нигде.
Зритель становится художником, творцом, по его воле можно бесконечно менять эту сказочную панораму, стоит только не спеша грести, чтобы, наконец, включить в нее и окраинные монастыри, сторожившие с боков белокаменный ларец Кремля. Строго говоря, не все эти здания относятся к Кремлю, но издали так слиты воедино, что кажутся неразделимыми.


Основа ансамбля – Успенский Собор XVI века, отделенный невысокой каменной оградой от городского центра. Рядом с ним красивая звонница, грандиозный музыкальный инструмент с тринадцатью звучными колоколами, создавшими славу Ростовскому звону. Каждый из этих колоколов — настоящее произведение искусства. Звоны эти были особенно неотразимы перед всеношной, когда при первом начальном ударе колокола (две тысячи пудов колокола, названного «Сысой»), этот удар подхватывали своими звонами семь монастырей, окружающих город, да сорок приходских церквей. Создавался необычной силы и выразительности концерт, пленяющий всей своей мощью».

 А вот строки Епифанова, посвящённые Подозёрке:
"… В раннем моем детстве семья (отец и мать) жили у самого озера, в низине вала, окружающего с западной стороны Кремль. Это, пожалуй, красивейший вид Ростовского Кремля, неоднократно изображаемый нашими знаменитыми художниками Суриковым, Рябушкиным, Кустодиевым, Юоном, Грабарем и Петровичевым — художником Ростовского края.. Со двора нашей хаты уже открывался верхний кусок архитектурного узора, а когда, бывало, (хорошо помню) поднимешься на самый верх вала, то перед тобою засверкает сказочная красота Кремля. В детстве, по глупости, конечно, думалось, что это вообще так и должно происходить. Только значительно позже я понял и глубоко оценил всю сказку, созданную нашими умельцами прошлого.
Место наше изстари называлось Подозёркой, и только в период кабинетной спешки, забыв слова М.И. Калинина «беречь елико возможно нашу старину, её богатые корни», взяли да и переименовали Подозёрку на «набережную имени Л.Н. Толстого», который никогда в этих местах не бывал, да, вероятней всего, даже и не знал о существовании какой-то Подозёрки".