Авраамиев монастырь

Авраамиев монастырь считается одним из древнейших в Северо-Восточной Руси и, по некоторым источникам, начало свое он ведёт с 990 года. Его основал преподобный Авраамий.
Из жизнеописания святого известно, что когда он поселился близ Ростова, на чудском конце города находился идол Велеса, почитавшимся местными язычниками как покровитель торговли, и святой Авраамий просил Бога дать силу и дар Святого Духа сокрушить этого идола.
Святой получил откровение, что для его свержения требуется идти в Царьград (Константинополь), преподобный Авраамий отправился в путь, но путь был чудесным образом сокращен, поскольку сам апостол Иоанн Богослов явился Авраамию на берегу реки Ишни. Св. Иоанн вручил ему трость и велел бесстрашно вооружиться на идола Велеса. Вернувшись, св. Авраамий одним ударом камышовой трости сокрушил истукана, «и абие идол Велеса в прах бысть».


Фрагмент житийной иконы св.Авраамия.

На месте разрушенного идола преподобный построил церковь во имя Святого Богоявления Господня и «келий устроил и монахи собрав, бысть им наставник и сотвори обитель свою общею». Пожив в монастыре долгую жизнь в духовных подвигах, преп. Авраамий преставился 29 октября / 11 ноября 1010 года.  (Правда, некоторые исследователи оспаривают эту дату, как и время его подвигов и дату основания монастыря, и относят его на век вперёд.)
Святые мощи преподобного были обретены и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III.
 
 Монастырь прославился и другими подвижниками. В период монголо-татарского ига из ее стен вышел на служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. В конце XVI века другой русский святой, Иринарх Ростовский, провел несколько лет в Авраамиевом монастыре.  В те же годы в обители подвизался преподобный Пимен Затворник. Слово «старец» относилось в то время к особо почтенным монахам, много лет прожившим в монастыре. Подвигом преподобного стал затвор и ношение вериг. Преподобный Пимен, Затворник и Верижник Ростовский почитается в лике собора Ростово-Ярославских святых. 
 
Обитель посещали Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон, будущий Патриарх Всероссийский.  
 
В Авраамиево-Богоявленском монастыре три храма. Первый и главный храм монастыря в честь Богоявления был заложен еще преп. Авраамием. Первоначально он был деревянным. Каменным же стал со времен царя Ивана Грозного, который в 1553 году, отправляясь на покорение Казани, взял с собой трость Иоанна Богослова, хранившуюся при святых мощах чудотворца Авраамия, «да тако и бысть взята Казань». 
После победы повелением царя Иоанна Васильевича в монастыре на месте деревянного Богоявленского храма была заложена «церковь каменна с четырьма приделама». В посвящении приделов Богоявленского собора отразилась история чудотворной трости. Один из пределов посвящен преподобному Авраамию Ростовскому, другой — апостолу Иоанну Богослову, чей жезл забрал с собой царь, а третий покровителю самого царя — св. пророку Иоанну Предтече. Монастырский собор Богоявления Господня вобрал в себя все лучшее в русском зодчестве. Главный объем храма имеет форму куба и завершается традиционным для Руси пятиглавием. Придел преподобного Авраамия украшен стройным шатром, характерным для XVI века. Придел Усекновения главы св. Иоанна Предтечи увенчан горкой кокошников московского зодчества. А над приделом св. Иоанна Богослова в XIX веке ростовские каменщики, подражая древним мастерам, пристроили звонничную башню. К сожалению, в настоящее время этот величественный собор находится в аварийном состоянии, и сейчас нельзя даже войти вовнутрь.
 

 
Второй монастырский храм в честь праздника Введения во храм Божией Матери связан с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии митрополита, строителя Ростовского кремля. Им был построен более распространенного вида храм-трапезная с покрытием на два ската и главкой посередине.
В том же XVII веке был выстроен вкладом ростовских помещиков, государевых стольников Мещериновых и третий надвратный храм монастыря в честь святителя Николая чудотворца, в котором сейчас и проходят богослужения. 
 После того, как был был прославлен в числе святых Димитрий Ростовский, из ростовских монастырей наиболее популярным стал Спасо-Яковлевский, а о стоящей на отдалении Авраамиевой обители стали забывать. Хотя почитание преподобного Авраамия все равно было достаточно сильно, и иногда монастырь посещали очень высокие гости − члены царской семьи, Иоанн Кронштадский, будущий Патриарх Тихон. В 1915 году сильно сократившуюся братию монастыря перевели в Спасо-Яковлевский, а в здания бывшей мужской обители въехали монахини Полоцкого монастыря (из Белоруссии), которые привезли с собой мощи основательницы своей обители, игуменьи Евфросинии. Позже монахини возвратились в Полоцк. 
В советское время на монастырь обрушились гонения. Были изъяты ценности, часть келий заняли рабочие квартиры. В 1929 году были прекращены богослужения в храмах монастыря, а мощи святого Авраамия перенесли в музей. 
Многие монахи были арестованы, репрессированы. Богоявленский собор отдали под зернохранилище, а в Введенской церкви сначала расположился детский сад, потом санаторий, а после − и вовсе вытрезвитель.



Богоявленский Авраамиев женский монастырь. Октябрь 1972 года. Фотограф Чеботарь А.М.

К 1990-м годам монастырские храмы и здания пришли в весьма тяжелое состояние.



 
С 1994 года собор и часть зданий были переданы Патриаршьему подворью; тогда же в качестве приходской открылась Никольская церковь. 
Несколько лет спустя здесь открылся женский монастырь. 
В настоящее время в монастырь возвращены мощи св.Авраамия, которые находятся в Никольской церкви.
Монастырские здания постепенно возвращаются к жизни.


Адрес: Ростов, ул. Желябовская, 32
Телефоны: (48536) 6-37-12, 6-40-05