Ростовское гончарное ремесло

 

Гончарное ремесло известно в России с незапамятных времен. Глина была повсеместно распространённым подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали к нему человека еще в древнейшие времена. С открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека.
Примерно в IX-X вв. на Руси появился гончарный круг, который упростил изготовление глиняной посуды и утвари, вместе с тем работа мастера-гончара не утратила своей индивидуальности, а его сосуды – своей декоративной ценности.  Одним из старейших приемов украшения посуды является лощение. При «лощении»-поверхность изделия натирают до зеркального блеска, например, камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным.  Этот несложный способ в старину даже заменял более трудоемкое глазурирование.
Существует краснолощёная и чернолощёная керамика. Первая – естественного цвета красной гончарной глины. Вторая – задымлённая, обожжённая в коптящем пламени без доступа кислорода.
В самом конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, ветошь, сырой навоз или солому — т.е. всё, от чего получался густой дым. После томления сосуды получали глубокий чёрный цвет.

История «чёрного» обжига уходит в глубокую древность, на тысячелетия назад.
Чёрные, гладкие, с металлическим отблеском сосуды встречаются среди древнегреческих керамических изделий.

 
Античная чернолощеная керамика. V в до н.э..

Аналогичные по технологии керамические произведения археологи находили и в Индии, и по всему Средиземноморью.
Также эта техника называется буккеро. Это вид чёрной, блестящей с внешней стороны керамики этрусков, изготавливавшейся с середины VIII по начало IV вв. до н. э.



Этрусская керамика буккеро из музея г.Гроссето (Тоскана, Италия).
больше фотографий смотрите по этой ссылке.

В настоящее время промыслы чернолощёной керамики существуют и на севере Италии, и в Румынии, и в Германии, и т.д..
В документах Великого княжества Литовского печные горшки, обработанные способом задымливания, упоминаются под названием «dymezi».
Задымливание производилось при окончании обжига. В топку подбрасывали дрова – «смолякi» и ждали, чтобы от них пошел дым, после чего сооружение герметизировали. Затем горн засыпали землёй, устье закрывали заслонкой и замазывали глиной. Через сутки посуду доставали. Она имела черный с синеватым отливом цвет, ее называли «сiняй», реже «чорнай». На чёрном фоне узоры отливали синеватым стальным блеском, за что такую посуду в народе прозвали «синюшками».
Техника чернолощения заключается в том, что изделие в необожжённом виде коптится без доступа кислорода в связи с чем получается насыщенный чёрный цвет с металлическим отливом. Это и является основным отличаем от техники буккеро. Эффект тем не менее, получается схожим: чёрный цвет подчеркивает форму изделия, а лощение придает ей неброский, но очень красивый металлический блеск, кроме того чернолощёная керамика становится более прочной и не впитывает воду.
Также черную керамику называют томлёной или морёной. Говорили, что «синяя» посуда лучше, чем обварная или глазурованная.



Изготовление чернолощёной керамики в Гавареччине (Западная Украина).

Чернолощёная керамика известна на территории Москвы с III века нашей эры (Дьяковская культура).  Но особенно широкое распространение такая керамика получила, начиная с XVII века.
В XVII-XVIII вв. московские гончары виртуозно выполняли чёрную посуду – крупные кувшины, фляги, бочонки на ножках, украшенные наряду с лощением рельефным и тисненым орнаментом.
В ряде районов Ярославской, Московской, Калужской губерний сохранилась традиция изготовления чернолощёной посуды, которую вытягивали в одних местах на ножных, в других – на ручных гончарных кругах, украшали бороздками, несложной гравировкой прямо на станке с помощью штампиков из дерева, глины, металла. Удивляют гармония пропорций, пластическая завершённость и ясность форм этих простых предметов: кувшинов для масла, молока, корчаг для кваса, крынок, рукомоев, разных размеров горшков для каши, сметаны и т.д. Такая гончарная посуда бытовала в Псковской, Новгородской, Тверской и других губерниях.
В окрестностях Ростова Великого залегают различные керамические глины, и гончарное мастерство здесь развивалось столетиями. В XIX в. на Ростовской земле процветал промысел чернолощёной керамики: корчаги, крынки для молока, рукомойники. Их главными художественными достоинствами являются красивая форма сосудов, отличное качество лощения, прочность материала.
Посуда сбывалась на местных базарах, а также во время ежегодной Ростовской ярмарки, которая была третьей по значению в России (после Макарьевской и Нижегородской). Местная керамика была так хороша, что её демонстрировали на Всероссийской кустарной выставке в Санкт-Петербурге в 1902 году. Там ростовская чернолощёная керамика была удостоена диплома и закуплена для Петербургского Императорского музея Александра III (ныне Русский музей).
Керамический промысел в Ростовском крае просуществовал до 50-х годов XX века, а затем угас.
Возрождением почти утраченного промысла можно считать создание в 1998 году мастерской Александра Ивановича Шабалова, которая располагается на площади Успенского собора в Ростове.
Здесь гончары создают свои творения — крынки, горшки, бальзамники, лепят игрушки-свистульки.


В магазине при мастерской на Соборной площади.

Александр Иванович усовершенствовал способ морения керамики, при этом добившись аналогичности традиционным образцам.
Посещение мастерской Шабаловых входит в программу многих туристических маршрутов. Гости Ростова знакомятся не только керамическими произведениями, но и могут наблюдать процесс их изготовления.



Сайт  Дома ремёсел.

Адрес гончарной мастерской;
где также можно купить чернолощёную керамику — традиционную посуду, игрушки, сувениры:
г. Ростов, Кремль, площадь Успенского собора
телефон +7 (48536) 6 44 52