Вера Городовская

Вера Николаевна Городовская (1919-1999) — известный композитор и выдающийся исполнитель на гуслях (клавишных, щипковых, звончатых). Она принадлежит к плеяде композиторов-классиков, чья музыка легла в основу репертуара практически всех музыкантов и оркестров, играющих на народных инструментах в России и далеко за её пределами.
 


Вера Городовская родилась 20 января 1919 года в Ростове. Её отец, Николай Леонидович Смирнов был регентом ростовского Успенского собора; мать — Наталья Павловна — пела в хоре, которым руководил Николай Леонидович.
С семи лет Вера начала обучаться игре на фортепиано, довольно быстро освоила инструмент, а с двенадцати лет уже играла на сеансах немого кино.
В 1926 г. Вера поступает в Ростовскую городскую музыкальную школу, после окончания которой, в 1934 г. ее принимают в Музыкальный техникум г.Ярославля (ныне музыкальное училище им. Собинова) и зачисляют в класс выпускницы Петербургской консерватории А.Д.Львовой, талантливой пианистки. Став студенткой музыкального техникума, Вера Смирнова получила от Заслуженного артиста России, дирижера Евгения Стомпелева приглашение играть на гуслях в Ярославском оркестре народных инструментов. Он показал до сих пор невиданный ею инструмент — клавишные гусли. Взяв несколько аккордов, предложил Вере Городовской сделать тоже самое. Спросил: «Нравится?» — она ответила: «Очень!». «Тогда приходи сегодня вечером, будешь играть в концерте». Так, в одну минуту, решилась вся дальнейшая судьба Веры Николаевны Городовской, с тех пор посвятившей себя этому чудному, сказочному инструменту. 
В 1938 г. она поступает в Московскую консерваторию по классу фортепиано. В 1939 г. Заслуженный артист РСФСР П.И.Алексеев — создатель в Москве оркестра русских народных инструментов Союза ССР — пригласил ее участвовать в работе этого коллектива. С этого времени студентка консерватории становится исполнительницей на клавишных гуслях одного из главных оркестров страны. В 1940 г. коллектив возглавил Н.П.Осипов, В.Н.Городовскую зачисляют в штат оркестра.
С началом войны занятия в учебных заведениях прекращаются. Московская консерватория эвакуировалась в Саратов. Оркестр на короткий срок с июля 1941 г. прерывает свою деятельность, но уже 11 августа того же года возобновляет ее, хотя и в заметно усеченном составе — многие музыканты ушли на фронт, некоторые эвакуировались. В.Н.Городовская осталась единственной гуслисткой в коллективе.
В 1942 г., по решению ЦК ВКП(б) Комитетом по делам искусств СССР в Москву из Ленинграда был вывезен архив В.В.Андреева (создателя в 1888 г. и руководителя первого оркестра русских народных инструментов) и имущество его оркестра. Среди инструментов находились гусли клавишные, гусли щипковые (работы мастера А.И.Гергенса), а также гусли звончатые.
Н.П.Осипов поручил Вере Городовской освоить новый для нее и для оркестра музыкальный инструмент — щипковые гусли. Интересно, что сначала Вера Городовская даже не знала с какой стороны ей правильно садиться за гусли. Эту задачу она решила по принципу арфы — высокий регистр около себя, а нижний от себя. Играть так было неудобно, и она попросила разрешения сесть за гусли с другой стороны. Николай Петрович Осипов сказал: «Попробуй, может быть так что и получится?» — И получилось. С этого времени она становится первой женщиной, игравшей на этом инструменте в оркестре.
В то время в Москве щипковые гусли уже длительное время не употреблялись в концертной практике. В отношении оркестровых партий пришлось все сочинять самой, так как ни один композитор не знал этого инструмента. Вера Николаевна начала создавать для себя небольшие пьесы и выступать с сольным номером. Именно к щипковым гуслям относится дебют В.Городовской как композитора — это факт из биографии В.Н.Городовской, это факт из современной истории старейшего русского музыкального инструмента.


Дуэт клавишных (слева) и щипковых (справа) гуслей.

За долгие годы своей творческой деятельности как композитор Вера Городовская создала многочисленные сочинения и обработки для оркестра. Среди них «Выйду на улицу», «Памяти Есенина», «Не слышно шума городского», «Степь да степь кругом» и т. д., фантазии на темы песен Лидии Руслановой и Тихона Хренникова.
Свыше 50 обработок и аранжировок русских народных песен и романсов она подготовила для Людмилы Зыкиной, Ольги Воронец, Александры Стрельченко, Ирины Журиной и других исполнителей.
 


Вера Николаевна Городовская и оркестр им.Н.П.Осипова.

В.Н.Городовской присвоено звание Народной артистки России (1969 г.). Она член Союза композиторов. С 1984 г. ее композиторская деятельность отмечалась премиями на трех Всероссийских конкурсах патриотической музыки и на конкурсе на приз им.Будашкина (1989 г.). В канун её 80-летнего юбилея вышла в свет её книга «Школа игры на клавишных и щипковых гуслях», обобщившая опыт работы выдающегося композитора и музыканта.
Вера Николаевна Городовская за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны награждена медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Она также стала кавалером орденов «Дружба народов» и «За заслуги перед Отечеством IV степени».

Великолепная пианистка, композитор, аранжировщик, педагог, она всю свою жизнь связала с оркестром народных инструментов имени Н.П.Осипова, в котором играла на щипковых гуслях.
И когда её спрашивали, не жалеет ли она о том, что посвятила свою жизнь народной музыке, Вера Николаевна отвечала: «Народная музыка, народная песня — животворный источник. Народная музыка — это фундамент для всех видов искусств. Народная музыка будет жить, существовать, пока жив русский народ, а значит, она будет жить вечно!»


Смотрите также большую подборку фотографий Веры Городовской из семейного архива:
часть первая
и вторая