Финифтью в России называют художественную расписную эмаль. Нет единого мнения относительно происхождения слова «финифть». Одни учёные считают, что древнерусское «финиптъ, химипетъ» происходит от греческого «фингитис», что означает «светлый, блестящий камень», другие же полагают, что оно произошло от «химентон», греческого слова, означающего «сплавленный, смешанный». В настоящее время этот термин «финифть» в основном используется применительно к ростовскому художественному промыслу.
Вообще, финифть относится к древнейшим русским промыслам. Первые упоминания о технике обработки покрытий с использованием цветных эмалей на Руси датируют примерно IV-V веком, и эта техника пришла из далекой Византии. Однако древнейшие виды ювелирной эмали – выемчатая и перегородчатая — отличаются от техники финифти, которая представляет собой миниатюрную роспись минеральными красками по эмалированной пластине.
Развитие русского финифтевого промысла связано скорее с Францией, чем с Византией. В 1632 году французский ювелир Жан Тутен изобрел прозрачные огнеупорные краски для горячей росписи по эмали. А Петр I привез драгоценные образцы французских расписных эмалей в Россию.
И в XVIII веке центры финифтевого промысла начали появляться на русском Севере, по которому шли водные торговые пути европейцев Сольвычегодск, Вологда, Усолье, Великий Устюг. Эмальеры-финифтянщики были и во Пскове, Ярославле, Костроме, Великом Новгороде. Подобная мастерская открылась и в Ростове, при Митрополичьем дворе (первые упоминания о ней относятся к концу 18 в.).
Но лишь в Ростове не прерывалась традиция, только здесь по сей день работает фабрика финифти и множество небольших мастерских. Так и сложилось веками, что если финифть — значит, ростовская.
Вид Ростовского кремля с ростовскими святыми. Конец 19 в… Финифть.
На протяжении XIX в. финифтяное производство в Ростове расширилось. Увеличилось число мастеров, появилась узкая специализация, связанная с отдельными этапами процесса изготовления изделий. Образовались финифтяные заведения, состоявшие из мастера-хозяина, одного-двух подмастерьев и пары учеников. Во второй половине 19 в. ведущее положение в организации промысла занял скупщик-торговец, который поставлял материалы в мастерские, закупал и сбывал готовую продукцию в разные города России.
В 18-19 вв. эмалью украшали детали церковных предметов (оклады икон, богослужебные сосуды и т.д.), священнического облачения, а также шкатулки, ювелирные украшения, табакерки, медальоны, ордена. Образки, крестики, портреты, украшения и другие изделия, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.
На фабрике «Ростовская финифть»
В качестве основания под живопись используется пластинка из тонкого медного листа необходимой формы и размера, выпуклая с лицевой стороны. Основой для живописи служит эмалевый грунт, представляющий собой порошок белой эмали, растертой с водой. Он наносится на лицевую сторону пластинки в три слоя. После нанесения каждого слоя пластинка просушивается в сушильном шкафу и обжигается в муфельной печи при t 700-800 С, пока эмаль не сплавится до получения гладкой поверхности. Сначала изображение делается на бумаге, после под него подкладывается чистый лист и по контуру иглой переносят рисунок получая точечный отпечаток. Затем этот листок накладывают на пластину, покрытую эмалью, и натирают смешанной со скипидаром сажей, перенося рисунок на эмаль. Пластинку расписывают тонко растертыми стекловидными красками, цвет которым придают окислы разных металлов. Медь — зеленый, кобальт — синий, золото — рубиновый и все оттенки красного. Сначала наносятся более тугоплавкие краски, затем — легкоплавкие. Тонкой кистью делается «подмалёвок» — наносятся основные цвета. Пластинка обжигается в муфельной печи, при этом краски сплавляются и приобретают яркость и блеск. Далее следует первая прописка: выявляются основные детали изображения и светотени. Пластину вновь обжигают. Во вторую прописку выявляются второстепенные детали, прорабатываются полутона и уточняются цветовые отношения. Затем снова обжиг. При создании сложной многоцветной композиции пластинка обжигается от 4 до 7 раз. После обжига краски сплавляются между собой и с металлической пластиной-основой, образуя единую глянцевую поверхность с навечно «впаянным» изображением, т.к. стекло навсегда сохраняет цвет и яркость, оно боится только грубых механических повреждений. Чтобы предохранить пластинку от возможной деформации после обжигов, ее оборотная сторона предварительно покрывается слоем тугоплавкой эмали, называемой «контрэмалью».
Из экспозиции Ростовского музея финифти — как создается эмалевая миниатюра
Законченный вид финифти придаётся мастером скани. Слово «скань» (филигрань) происходит от древнерусского «скать» — свивать. Ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Скань — достойное обрамление для изящной эмалевой миниатюры.
Из экспозиции музея на фабрике «Ростовская финифть»
Как видим, сложность и трудоемкость изготовления художественных эмалей не позволяет художникам-эмальерам создавать их в больших количествах. Поэтому эмали всегда были и остаются элитарным видом искусства.
На протяжении полутора столетий ростовские мастера работали по заказу церкви. Они писали сцены из Священной истории и образы святых. Эмалевые миниатюры украшали Царские врата, литургическую утварь и облачения священников. Широкое распространение имели отдельные финифтяные образки и иконы, они пользовались огромным спросом, и Ростов снабжал ими почти все монастыри России и даже вплоть до Афона. В творчестве финифтяных мастеров начала 20 в. по-прежнему значительное место занимает иконописная миниатюра, и Ростовские эмальеры справедливо называли себя иконописцами, но их произведения — это иконопись Нового времени.
Святители Иаков и Димитрий. Сер.19 в.
В 18 в. она ориентировалась на западноевропейскую религиозную живопись.
Для многих миниатюр середины и второй половины 19 века были уже не характерны сложные композиции. В ликах святых появились простонародные черты, их одежды напоминали крестьянский костюм. Расширился круг сюжетов. В производство, наряду с купцами и священнослужителями, пришли крестьяне и ремесленники. Представленное этими мастерами направление можно назвать народным промыслом. В Ростовском музее-заповеднике (экспозиция Музея финифти) хранятся превосходные работы мастеров 18-19 вв., а также произведения ростовских эмальеров советского периода.
Конечно же, как и прежде, значительное место в промысле занимают популярные женские украшения с миниатюрной живописью по эмали.
В нашем городе можно купить как первоклассные произведения признанных мастеров, так и дешевые, но вполне симпатичные изделия, которые в изобилии представлены на сувенирных развалах.