Константин Федорович Юон (1875–1958), русский и советский художник, мастер пейзажа.
Автопортрет, 1912 г. ГРМ
Родился в Москве 12 (24) октября 1875 в семье банковского служащего. В 1892 поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были К.А.Савицкий, А.Е.Архипов и К.А.Коровин. По окончании училища (1898) занимался в мастерской В.А.Серова (до 1900). Был членом «Мира искусства», «Союза русских художников» (являлся один из учредителей последнего) и АХРР.
Публика заметила его произведения еще на ученических выставках и раскупала их так охотно, что студент Юон смог предпринять путешествие по России и по Европе.
Впоследствии его картины были всегда желанны и на выставках передвижников, и на выставках «Мира искусства» и СРХ. О нем писали ведущие критики и искусствоведы его времени. Он и сам выступал как искусствовед с работами о творчестве русских художников, о технике живописи, о художественном воспитании.
Вскоре после окончания училища Юон начал преподавательскую деятельность и занимался ею всю жизнь, заслужив великую признательность своих учеников, среди которых были выдающиеся мастера: В. И. Мухина, скульптор-анималист В. А. Ватагин и др.
Юон был живописцем, графиком и театральным художником. Пробовал себя в тематической картине, писал портреты своих современников, но истинным его призванием оказалась пейзажная живопись. Как и другие мастера СРХ, Юон усвоил дух французских импрессионистов, не порывая при этом с традициями русского реализма второй половины XIX в., то есть не «растворяя» форму предметов в среде. Подобно А. П. Рябушкину и Б. М. Кустодиеву, он любил русскую старину, ее декоративность и красочность.
На его памяти произошло открытие древнерусской иконописи, когда реставраторы стали расчищать темные иконы и обнаружили яркие, чистые цвета. Открытие «заново» русской иконы, безусловно, стало событием и для исторической науки, и для искусства того времени. Все это повлияло на формирование манеры русских художников, в том числе и Константина Юона. Он любил радость и красоту в природе и жизни; охотнее всего изображал солнце, снег, яркие народные одежды, памятники древнерусской архитектуры, писал колоритные виды старинных русских городов: Сергиева Посада, Торжка, Ярославля, Нижнего Новгорода, Пскова.
Большой известностью пользуется его картина «Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиевой лавры» (1921), которую многие знают со школьных лет.
Константин Юон не раз был в Ростове и оставил несколько замечательных пейзажей нашего города. Одна из работ хранится в Музее-заповеднике «Ростовский кремль»:
Собор в Ростове Великом. 1906 г.
Еще несколько произведений, написанных Юоном в Ростове.
Ростовский кремль. 1916
Собор в Ростове. 1906 г.
Ворота Ростовского Кремля. 1906 г.
Синий день. Ростов Великий. 1906 г.
Зима.Ростов Великий.1906 г.
Весенний вечер.Ростов Великий. 1906
Красный товар. Ростов Великий. 1905 г.